29/04/2024
20:35
В прелесках звенеть соловьям до рассвета,
Я душою на их голоса отзовусь,
Золотая дорога у песни рассвета,
У немеркнущей песни с названием Русь.
 

Навстречу 700-Летию НХП Гжели!

30/03/2024 15:18
Перезвоны А П
Город Гжель- утопия или реальность?

Гжель, март 2024 год!

Подробнее https://palata-npr.ru/press-czentr/novosti/2024/03/28/gzhel-mart-2024-god!/

Продолжение статей 2015, 2017, 2022 годов: «Гжель, прошлое – настоящее – будущее. Приглашение к разговору»

Март 2024 год. Работаю в кабинете. Собираюсь мыслями! За окном лежит снег, ещё не чувствуется активного наступления весны, но она уже близка. На путях железной дороги стоит ж.д. состав, люди продолжают пролезать под вагонами, чтобы сократить путь. Ничего не бояться! И дети, и пожилые люди. Пешеходный переход между двумя посёлками, наверное, когда-то построят?! Это когда-то длиться уже много, много лет!

Вспомним, что у нас произошло за прошедшие 2 года в Гжели: основные вехи, проблемные точки, пути решения наболевших вопросов, которых много!

18 августа 2023 года Виктора Валентиновича Неволина сменил новый Глава городского округа Раменское Ханин Николай Александрович. После Владимира Фёдоровича Дёмина, который проработал на посту главы более 20 лет, меняется уже третий руководитель. Произошла смена ряда руководителей в администрации городского округа. В Гжели так же произошли изменения. Галина Николаевна Голинкова, Директор МКУ «Территориальное управление «Гжельское», сменила место работы. На данное время она заместитель генерального директора «Гжель-художественные мастерские» («Объединение Гжель») по вопросам развития туризма. Нина Александровна Ширенина, Директор в МКУ "ТУ Новохаритоновское" Раменского городского округа, сейчас руководит двумя территориальными управлениями. Предполагаю, что в ближайшем будущим будет одно единое управление Гжельское.

Произошла реорганизация детских учебных заведений, объединение школ и детских дошкольных учреждений. У меня, как у многих моих знакомых и друзей, нет понимания в необходимости данного мероприятия. Возможно, в каких-то регионах, где руководителей и учителей больше, чем детей, это и нужно делать?! Время даст оценку значимости этого процесса. В любом случае наши дети учатся, получают знания. Многие из них продолжают своё обучение в Гжельском Государственном Университете. Жизнь университета всегда наполнена не только учебным процессом, но и многими другими интересными событиями: фестивалями, выставками, музейной работой. На кафедре ДПИ продолжает работать мастерская керамики и прекрасный музей. Процесс обучения творческим специальностям не прерывается.

Практически все выпускники института, получившие творческую профессию и став художниками-керамистами, трудоустраиваются на предприятиях, в учебных заведениях, домах творчества, а многие начинают свой бизнес с создания собственной творческой мастерской, в чём мы им активно помогаем. Университет, это отдельная страница жизни Гжели. Я ещё раз говорю огромное спасибо команде во главе с Виктором Михайловичем Логиновым и Аллой Александровной Андреевой, которые смогли реализовать идею непрерывного профессионального образования от детского сада до университета и тем последователям, которые продолжают реализовывать этот проект. Алла Александровна всегда была в тени В.М. Логинова, но я знаю, что практически всё в Университете делалось с её благословения и при её прямой поддержке. Конечно, мы хотим, чтобы нам давали больше профильных специалистов для керамических заводов и не только с высшим образованием. На предприятиях не хватает художников исполнителей, как их иногда называют живописцев. Профессиональных учебных заведений сейчас очень мало. Да и осваивать профессию живописца, так же, как и литейщика, оправщика, глазуровщика и т.д. молодое поколение не стремиться. Некоторые предприятия стараются находить и готовить таких специалистов непосредственно на своём производстве. Так же катастрофически не хватает инженерных специальностей. Инженерная база для обучения в Гжели есть, и она постоянно обновляется. К примеру, на Гжельском заводе Электроизолятор и на Гжельском фарфоровом заводе не так давно была проведена реконструкция, на предприятии «Гжель-художественные мастерские» она продолжается и сейчас. Наше предприятие, КЕРАМИКА ГЖЕЛИ, так же не стоит на месте. Речицкий фарфоровый завод сменил собственника, проведена реконструкция территории завода, на данный момент восстанавливается производство. И таких примеров много. Ещё раз повторюсь, производственная и технологическая база для обучения в Гжели есть. По вопросу подготовки кадров для предприятий керамики необходимо правильно выстроить взаимоотношения между Университетом, как государственной структурой и частными предприятиями, бесспорно, с участием представителей профильных министерств. Не сводить всё к одному, разговаривая с бизнесом - платите деньги, мы научим. Это касается многих высших и специальных учебных заведений. С таким подходом вряд ли мы быстро подготовим профессиональные кадры для страны. В тоже время большое количество выпускников, получивших образование за счёт государства, не работают по специальности. Предложение: часть государственных средств передать бизнесу с целью оплаты за целевое обучение для конкретного производства. Нехватка специалистов, это огромная проблема. Мы же говорим о развитии производства, о импортозамещении.

В прошлой статье я много уделил внимания обсуждению закона о народных художественных промыслах. Ссылка на статью! В декабре 2023 года были утверждены изменения в закон: Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" с изменениями и дополнениями от: 22 августа 2004 г., 5 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 25 декабря 2012 г., 29 июля 2017 г., 12 декабря 2023 г. Значимых изменений в новой редакции я не увидел. Более детально сформулировали перечень участников деятельности в области народных художественных промыслов и направления государственной поддержки. Более развёрнуто дали определение «мастер народного художественного промысла - физическое лицо, которое на постоянной основе изготавливает в месте традиционного бытования народного художественного промысла изделия народного художественного промысла в соответствии с традициями и художественно-стилевыми особенностями данного промысла и с применением при таком изготовлении творческого варьирования». Администрирование закона становится всё сложнее и дороже. Закон обязывает правительство вести учёт не только предприятий НХП, но и мастеров, и изделий. Закон становится всё сложнее в понимании. Первая редакция закона 1999 г. была в первую очередь направлена на поддержку предприятий НХП, им сложнее всего выжить в условиях рынка.

В настоящее время многие художники сами стали предпринимателями, освоили многие производственные профессии. До внесения этих изменений в закон мастера(художники) НХП, зарегистрированные и уплачивающие налоги в казну государства, так же могли использовать любые формы налогообложения и получать поддержку со стороны государства, что и происходило на уровне муниципалитетов. Единственный плюс этих изменений, что мастер народного художественного промысла теперь более широко представлен в Законе. Может от этого какие-то дополнительные преференции будут для мастеров?! Пока мне непонятно. Тогда нужно было ввести и понятие художник НХП. Как соотносятся профессиональные понятия художник НХП и мастер НХП? Художник, работающий на промысле и освоивший производственные профессии для изготовления собственных авторских работ, стал называться мастером. Наверное, так?! Отмечу особо, по закону художник(мастер), изготавливающий изделия НХП за пределами места традиционного бытования народного художественного промысла, не может иметь статус мастера НХП.

Та редакция закона, которую завернули, мне больше нравилась, хоть и там было много спорного. Обращаясь к художникам, скажу, что прошлая редакция закона НХП никак не ущемляла право художника производить свои авторские изделия НХП в любом месте, т.к. это право защищено конституцией и законами РФ. Изменения в закон были нацелены на развитие территории бытования народного промысла, в них много было интересных предложений. Надеюсь, что эта тема будет продолжена в подзаконных актах и постановлениях или опять будут готовить новые изменения в закон. Посмотрим!

Что беспокоит сегодня жителей Гжели?! Я боюсь не смогу перечислить всех вопросов, но на основных я постараюсь остановиться.

Главный вопрос, это застройка территории Гжели. Она ведётся хаотично, улицы превращаются в переулки, где зачастую и одной машине не проехать, особенно зимой. Практически уже застроены все поля, застраиваются частные участки, где стоял один дом, появляются три или четыре. Обостряется экологическая ситуация, ощущается нехватка энергоресурсов, плохое качество дорог. Свободных территорий для развития инфраструктуры Гжели практически не осталось. Эти вопросы со временем решаться, но лучше заранее планировать красивую и практичную застройку территории, чем потом исправлять. А есть ситуации, которые уже и не исправишь. Есть и положительные сдвиги в благоустройстве территории. Объединения Гжель продолжает реконструкцию предприятия и прилегающей территории. Есть подвижки в благоустройстве посёлка Электроизолятор, пристанционной территории ж.д. станции Гжель, строятся детские и спортивные площадки. Ждём строительства бассейна, когда это случиться не знаю. Но это кардинально не меняет облик Гжели.

Задайте себе вопрос! Сегодня такой туристический продукт как «Гжель» выглядит привлекательно? Та красота, которую мы привыкли видеть в гжельских художественных изделиях, никак не гармонирует с внешним убранством территории. Гости Гжели хотят увидеть красивый сельский город! Керамика должна звучать в каждом архитектурном убранстве Гжели! Активного движения, в решении этого вопроса, я не вижу. Много проходит встреч, заседаний, разрабатываются концепции развития Гжели, а дальше всё двигается со скоростью гужевой повозки. Нет профессиональной команды, которая бы имела желание, ресурсы и волю! Опять вспоминаю команду В.М. Логинова, которая за короткий исторический срок сделала Гжель известным брендом! Это и художники, и рабочие, это административный и инженерный состав. Это конечно и мощная поддержка государства в те годы.

Не могу не коснуться переименования посёлка Электроизолятор. Этот вопрос вызвал негативную реакцию у жителей посёлка. Уверен, что нельзя начинать хорошее дело, связанное с развитием территории, с получения негативного отклика от местных жителей. Видимо данный вопрос не был тщательно проработан и подготовлен. Раменский г.о. очень большой, у него забот много. Сказать, что руководство забыло о Гжели нельзя и неправильно, но полностью погрузиться в её проблемы времени и сил у городского округа не хватает. Я ранее писал и говорил, что нужен заместитель главы г.о. Раменское по инвестиционным проектам и, в частности, по Гжели. Может у меня завышены ожидания, ведь мы такие не одни?!

Но Гжель в России одна такая и другой нет. Мы должны готовится к празднованию 700-летия Гжели, руководству необходимо привлечь значительную государственную поддержку. Гжель должна стать единым городским округом, столицей российской керамики, единой территорией бытования народного промысла, с реальными программами развития. Моё видение, что оно так и будет. Ресурсы, которые вкладываются в реконструкцию Объединения Гжель, в развитие бренда требуют продолжения в программе развития территории. А это уже прерогатива муниципалитета и региона. Выставочных площадок у нас катастрофически не хватает, Гжель не имеет средств для строительства и реализации такого рода масштабных проектов. Мы даже не можем найти здание для реализации проекта по созданию краеведческого музея в Гжели. Ещё окончательно не решён вопрос, а когда 700 лет? Ранее была информация и она официально подтверждена, что это 1339-2039 гг. Но несколько лет назад появилась и другая информация, что это 1328-2028 гг. Но официального подтверждения я не видел. Ответ на официальный запрос от нашей Палаты не подтвердил эту дату. Кажется на шаре, арт-объект, возле ж.д. станции Гжель написано 1328 г.

Особо хотел бы остановиться о концепции дальнейшего развития Гжели. Это и в профессиональном плане, и во внешнем облике, вообще о будущем бренда.

Много лет назад, на заре создания Палаты народных промыслов и ремёсел, мы говорили о необходимости создания в Гжели художественного совета с приглашением заслуженных художников практиков, искусствоведов, производственников. Зачем?! На полках магазинов в годы «перестройки» всё больше стало появляться некачественных гжельских изделий как в технологическом плане, так и в художественном. Нужно было помочь предприятиям в этом вопросе. К сожалению, этому не суждено было случиться. Но вопрос остался открытым и в настоящее время. Такой совет нужен сейчас? А может конкурентная среда и покупатель сами определят, что покупать, исходя из своих представлений о красоте и доходах, и всё встанет на свои места?

А может нам замахнуться не только на художественный совет, но и на создание постоянно действующего круглого стола по вопросам дальнейшего развития Гжели? Здесь мы могли бы обмениваться мнениями, приглашать специалистов, участвовать в диалоге, знакомиться с интересными предложениями. Сейчас при Главе г.о. Раменское создан совет по сохранению и развитию народного художественного промысла Гжель (точного названия пока нет). Может на базе этого совета проводить обмен мнениями в дружеской обстановке?

Как Вы считаете?

Основное, на что сейчас ориентируется руководство и бизнес в Гжели, это развитие территории как туристического кластера. Однозначно, что этот проект необходим и НП «Палата народных промыслов и ремёсел» около десяти лет назад заявляла о необходимости подготовки и реализации этой концепции. Основное что было сделано гжельским сообществом в этом направлении – тему развития Гжели поднимали на всевозможных площадках, чтобы нас услышали. И это получилось. Сейчас активно реализуется ряд проектов по развитию туристической привлекательности Гжели в том числе подключились и сами жители Гжели. А это уже прогресс! Чем полезен туризм для Гжели? Это дополнительные рабочие места, это развитие предприятий промысла, это дополнительное привлечение ресурсов для благоустройства, это одно из направлений развития народного художественного промысла Гжель. Но, это только малая толика того, что необходимо делать для будущего Гжели. Из исторических документов мы знаем, что в Гжели люди занимались сельским хозяйством, керамическим и гужевым промыслом, различным ремеслом для обеспечения своей жизнедеятельности и «помощи Москве». Во многом развитию способствовало близость к столице, большому рынку сбыта. Мы как-то дискутировали с Екатериной Васильевной Никитиной, моим учителем и краеведом, пытались понять, почему в Гжели не строилось красивых каменных построек в виде усадеб, дворцов, красивых кирпичных жилых домов, которые могли бы выстоять до нашего времени. Ведь здесь производили свой керамический кирпич. Наше предположение, что Гжель была царской волостью, здесь жили крестьяне, возчики, ремесленники, кустари, предприимчивые люди, как сейчас называют предприниматели, которые в последствии стали заводчиками. У них всё время было занято работой и только в церковные праздники, которых было не мало, отдыхали. Кирпич, вероятно, уходил на строительство Москвы. Возможно, так же, что не хотели тратить деньги на строительство барских усадеб, их и так было не много, экономили. А вот наши храмы все большие, каменные. На это гжельцы ни сил, ни денег не жалели. Для красивой архитектуры сельского города, видимо необходимо формировать новый облик Гжели, сохраняя то, что нам осталось от потомков, не нарушая традиций и уклада жизни. Нужно перенимать лучший мировой опыт. Много интересных идей, архитектурных решений предлагал наш местный житель Сергей Карпухин, художник, архитектор.

В.М. Логинов предлагал проект строительства в Гжели наукограда. В моём представлении это было вполне возможно, т.к. у нас довольно большое количество предприятий, которые реализовывали свои научные проекты по теме керамики. Но многих предприятий уже нет, вернее они не производят керамику. Возникают новые производства и довольно амбициозные. Поколение профессиональных художников, керамистов, которые ранее работали в народных традициях, уходит на заслуженный отдых и, к сожалению, не только. На их место приходит новое молодое поколение, не все из них продолжают керамические традиции. Многие разрабатывают новые направления в керамике, внедряют другие технологии. Их так же нужно поддерживать, как и предприятия, мастерские, художников, мастеров НХП. Занимаясь много лет керамикой, общаясь с профессиональным сообществом и с представителями власти, обобщая мировой опыт развития территорий керамики, в какой-то момент я пришёл к выводу, что нужно расширить концепцию развития территории Гжели, как СТОЛИЦЫ РОССИЙСКОЙ КЕРАМИКИ.

В 2018 году мы озвучили эту концепцию в Министерстве культуры МО. Тогда министр культуры Московской области Оксана Косарева поддержала нас: «Концепция развития Гжельского промысла на территории Подмосковья предусматривает комплексное развитие территории как туристического объекта: благоустройство, логистику, создание новых объектов показа, мест размещения и питания, новых музеев, системы навигации, привлечение паломнических мест и памятников природы. Все это должно быть объединено единым замыслом, стилистикой и единым архитектурным решением. И тогда Московская область по примеру европейских стран может претендовать на звание Керамической столицы России. По мнению экспертов, практическая реализация этой концепции сможет привлечь в Подмосковье до одного миллиона туристов и экскурсантов» https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/v-oblastnom-minkultury-obsudili-koncepciyu-razvitiya-gzhelskogo-promysla-na-territorii-podmoskovya.

Не так давно я работал на выборах в команде Романа Игоревича Терюшкова. Мы беседовали с ним и его командой о настоящем и будущем Гжели. Не так давно виделись на заседании Совета по Гжели при Главе г.о. Раменское. Он активно интересуется промыслами. Ниже ссылка на его сайт.

- Терюшков Роман Игоревич. Депутат Государственной Думы Российской Федерации VIII созыва.

«Столица российской керамики, известная на весь мир. Именно здесь, в небольшом подмосковном посёлке, развивался уникальный вид народного художественного промысла. Гжель сегодня – это уникальный вид искусства, стиль и качество, сохранившие культурную идентичность и творческие мотивы русского народа. Сегодня принципиально важно создавать условия для поддержки этих уникальных традиций и их хранителей. Здесь необходимо учитывать и развитие инфраструктуры в самом регионе, которая должна включать в себя историю Гжели, привлекать туристов, повышать интерес к этому виду художественного промысла, условия и возможности для каждого отдельного мастера. Такая поддержка должна быть прописана на уровне законодательства, обеспечивающего сохранение и развитие нашей национальной культуры.»

https://xn--b1afpqik8b7b.xn--p1ai/gzhel_stolica_rossikoj_keramiki

- Гжель станет столицей российской керамики – это видео нашего интервью с Ольгой Анатольевной Санаевой, которое мы давали некоторое время назад. К большому сожалению, Ольги Анатольевны нет уже в этом бренном мире. Очень хороший человек и друг, который полюбил Гжель и всячески нас поддерживал.

https://www.yandex.ru/video/preview/2016564200031365553

Все предпосылки стать столицей Российской керамики у Гжели есть. Это наличие большого количества предприятий керамики и специалистов, это присутствие на территории системы обучения во главе с нашим Университетом, это наличие сырьевой и материальной базы. И важно даже то, что Гжель уже сейчас является территорией бытования народного художественного промысла. Многие мне могут сказать и некоторые уже говорят, что эти два понятия несовместимы. Я считаю одно другому не мешает, а наоборот дополняет. Столичные функции дадут возможность Гжели дополнительно привлекать ресурсы для своего развития.

В наших дискуссиях часто возникает как бы не открытый, но спор: кто в Гжели первый, художник или предприниматель. Кто принёс большую пользу в развитие промысла?! Если опят вернуться в историю промысла, то однозначно предприниматель. Его предприимчивость приводила к созданию производства, стремлению заработать и тем самым дать работу себе и своим односельчанам. Цель - прокормить семью, поднять на ноги и вывести в люди детей. Как мы часто говорим, экономика первична. Но мы поговорим о историческом периоде, когда в производство всё больше приходило творчество. Производимый продукт, товар стал цениться дороже. Некоторые заводчики понимали это и находили дополнительные средства для обучения рабочих художественным приёмам декорирования, привлечения на производство талантливых рабочих, а в перспективе и художников. А в период Советского Союза, СССР, идеальный тандем между производством и художником создал В.М. Логинов. Это ему удалось. Виктор Михайлович предложил условия художникам для творческого самовыражения, и они ответили ему взаимностью. В результате Гжель стала известным брендом и в конце прошлого столетия перешла в разряд элитной посуды. Статус элитной не помешал, а наоборот поддержал развитие народного художественного промысла. Как развивалась Гжель в этот период мы знаем. Причём статус изделий народного художественного промысла получали и майолика, и творческие работы, расписанные различными надглазурными красками, в том числе и золотом.

Это я всё это к чему?!

Мы иногда сужаем понятие народный промысел. Вот это в традициях, а это нет. Меня сейчас некоторые искусствоведы разберут по косточкам. Но мы видим, что продукция, производимая предприятиями в конце 20 столетия, сильно отличается от старинных музейных образцов. Стали другие материалы, изменились технологии, да и люди поменялись. Но дух творчества в Гжели остался, культура производства керамики, причём разной, продолжает передаваться из поколения в поколение. Это и есть сердце народного промысла, преемственность поколений не разрушается, даже если в Гжели производят что-то в современном прочтении. Сейчас поколение гжельских художников сменяется, расширяется ассортимент выпускаемой продукции на гжельских предприятиях и в творческих мастерских. Всё больше используются другие способы декорирования фарфора, а не только подглазурная роспись кобальтом. Как к этому относиться?! Это хорошо для промысла или плохо? Как дальше продвигать бренд Гжель? А продвигать его надо. Этим многие годы занималась команда В.М. Логинова, результатами чего мы пользуемся до сего времени. Этот вопрос я задаю не только Вам, но и себе.

И ГЛАВНОЕ! Может ли вместе сосуществовать бренд Гжель, как территория бытования народного художественного промысла, и Гжель, как СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ КЕРАМИКИ?

Я уверен, что да! Через государственные программы развития центров народных художественных промыслов можно и нужно привлекать в Гжель дополнительные финансовые ресурсы для развития территории и поддержки промысла. Но я так же уверен, что нужно смотреть немного шире и дальше во времени, в перспективе развития территории. Большой творческий потенциал в Гжели ищет себя, ему нужно помочь, поддержать и другими масштабными проектами, не только в направлении народного промысла. Нужны выставки и выставочные залы, нужны профессиональные семинары, конференции, фестивали, творческие лаборатории, пленэры, международные конкурсы и т.д. и т.п. Необходим большой культурный центр с выставочными, конференц- залами, другими интересными и нужными площадками. На этих территориях нужно представлять и гжельских художников, и приглашать другую талантливую творческую молодёжь. Практически этим частично занимается наш Университет. Но он зажат в своих трёх квадратных метрах! Подобных мероприятий должно быть больше и их необходимо масштабировать. Т.е. Гжель должна стать керамической Меккой, СТОЛИЦЕЙ РОССИЙСКОЙ КЕРАМИКИ!

ГЖЕЛЬ СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ КЕРАМИКИ – этот бренд необходимо наполнять и активно продвигать.

Керамическая «столица» России. 5 букв – ……………..?!

 

 

 

 

Сергей Акентьев март 2024 год

Продолжение следует!

Лента новостей
Размышления о будущем Гжели в статье С.А.Акентьева
Традиции народного художественного промысла Гжели необходимо защищать, сохранять и развивать, опираясь на преемственност...
В этом году он впервые состоялся именно в Гжели, Центре Российской керамики, богатом своими традициями.