Я душою на их голоса отзовусь,
Золотая дорога у песни рассвета,
У немеркнущей песни с названием Русь.
Гжель. Прошлое – настоящее – будущее (приглашение к разговору). Продолжение
Новый 2022 год Гжель встретила большими снежными завалами.
Коронавирус не отступает.
Но жизнь продолжается, с чем я Вас всех и поздравляю!
За прошедшие четыре года в Гжели много что произошло. О главном, по моему мнению, я постараюсь написать и высказать свою точку зрения на события! Приношу свои извинения, если мой рассказ покажется Вам долгим. Много времени прошло, я стараюсь, что- либо важное не пропустить.
В наших муниципалитетах произошли перемены. Теперь они называются МКУ Территориальное управление «Гжельское» и «Новохаритоновское». Их учредителем является муниципальное образование «Раменский городской округ». Адрес теперь у нас городской: Московская область, Раменский городской округ и т.д. Галина Николаевна Голинкова и Нина Александровна Ширенина на своих постах, трудятся во благо нашей единой Гжели. Глава Раменского городского округа Московской области с 22 октября 2019 года - Виктор Валентинович Неволин. Для нас жителей Гжели с этой стороны ничего не изменилось, кроме появления очередного нового адреса.
Выстраивание концепции дальнейшего развития Гжели продолжалось все эти годы.
Главной нашей задачей было привлечь внимание инвесторов, государственных структур и общественное мнение к теме развития региона Гжели.
Считаю, что общими усилиями неравнодушных людей эта цель в основном достигнута.
Большую помощь нам оказала Ольга Анатольевна Санаева, вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ). Под её руководством была сформулирована первая концепция развития Гжели, как туристического кластера. Самый красивый дом в Гжели – это конкурсный проект, предложенный и активно поддержанный так же Ольгой Анатольевной.
Сейчас этот конкурс администрация распространила на весь Раменский городской округ. Ольга Санаева поддержала и проект Гжельский стратотип, который вошел в финал Всероссийского конкурса на создание туристско-рекреационных кластеров.
Проект Возрождения Гжельская волна восток-запад
Особая благодарность инициаторам и активным участникам этого проекта, непосредственно воплотившим его в реальность - Людмиле Анатольевне Слизовой (директор Раменского историко-художественного музея, руководитель ТИЦ РАМЕНСКОЕ) и Евгению Николаевичу Михайлову (ландшафтный дизайнер, автор реализованного проекта деревянного магнита «оконного наличника» и создатель планетария в Раменском парке).
Так же Ольгой Анатольевной была предложена интересная идея создания в Гжели резиденции снегурочки. Мне представлялось, что Гжель и снегурочка – это будет очень красиво! Но, к сожалению, это предложение не нашло поддержки в Раменской администрации, проект не был реализован и уехал в другой регион. А зря!
В 2021 году разработана новая концепция развития туристско-рекреационного кластера «Город Гжель». Это её рабочее название. Проект выполнен «Центром развития туризма» по заказу Раменского городского округа. Генеральный директор Центра Надежда Михайловна Жилкина. Ядром кластера, по их мнению, станет ООО «Объединение «Гжель»». Здесь будет располагаться музейно-выставочный центр, магазин, ресторан и парк народных художественных промыслов. Кроме того, в экскурсионные туры будет включено посещение стратотипического разреза гжельского яруса каменноугольной системы. Сложное название! На данный момент главная цель этого проекта – привлечь до 1 млн туристов к 2030 году. Справиться Гжель с таким потоком туристов?! На данный момент с сегодняшней инфраструктурой однозначно нет!
Виктор Валентинович Неволин: «Идея Гжельского кластера обсуждалась давно. Но впервые тема масштабного благоустройства Гжели – не планы на будущее, а реальные перемены. Импульсом стал приход серьезных инвесторов – ПАО «Сбербанк» и АФК «Система». Вложения компаний в производство ЗАО «Объединение Гжель» и проект благоустройства территории вокруг фабрики тянут за собой туристическое развитие всей территории… Принципиальная задача для округа в том, чтобы не привязывать развитие территории Гжели только к одному инвестпроекту. Мы должны идти параллельными курсами, разумно соприкасаясь с коммерческим проектом, а не подчиняться ему. И главная забота округа в том, чтобы сохранить интересы жителей. Туристическая составляющая не должна перекрывать уклад жизни.»
Соглашусь, что с приходом новых масштабных инвесторов в Гжель, движение в направлении улучшения условий жизни гжельцев и создания инфраструктуры туризма стало более активным. Гжель получила новый стадион, частично реконструировали территорию посёлка Электроизолятор, строится новый парк, изменилась территория возле ж.д. станции Гжель. Ждем продолжения и качественного содержания. Надеюсь, что это только начало и к дню празднования 700-летия Гжели мы увидим значительные изменения. Одно пожелание, чтобы активнее привлекали общественное мнение, жителей Гжели к этому процессу, т.к. им жить на этой земле. Проекты должны проходить общественные обсуждения. Так же, неоднократно об этом говорю, что по инвестпроекту развития Гжели в администрации городского округа должен быть ответственный в ранге заместителя Главы городского округа Раменское и отвечать именно за инвест-проекты округа и, в частности Гжели. Опыт других регионов показывает, что это однозначно правильно. Слишком обширный и важный проект развития Гжели для г.о. Раменское.
«….туристско-рекреационный кластер "Город Гжель" включит в себя Гжельский фарфоровый завод, усадьбы "Быково" и "Раменское", фабричный комплекс, Боровской курган …..»
- ещё один проект. Данная концепция мне не совсем понятна. Углубляться не буду, т.к. проектов разных много, и я уверен, что работа по объединению всех предложений должна быть продолжена и в итоговом проекте должно быть предусмотрено больше конкретных практических действий, реальный план работы со сроками исполнения. Время до 2028 года 700-летия Гжели, осталось совсем немного. Особо надо отметить, что в проектах мало или практически нет информации об экологических вопросах региона, практических предложений по сохранению оставшихся архитектурных памятников. Бывшие сельхоз-поля застроены частными домами. Гжель теперь сплошной дачный посёлок с большим количеством заводов. Справится наша экосистема с этим?
Так же мне пока не понятно какую роль в проектах развития туризма отводят многим производителям керамики в Гжели. Не получиться ли так, что все займутся туризмом, а керамику и делать некому будет. В туристской индустрии заработки повыше, чем в сфере народных промыслов. Считаю, что важно сосредоточиться именно на развитии Гжели как столицы российской керамики. Положительный результат, хорошая экология, внешний облик привлечёт и туристов, и специалистов, и многих людей, любящих керамику. Пример многих городов Италии, где развито производство керамики, это подтверждает. У них нет проблем с туристами и с инфраструктурой. К примеру, в г. Фаенца (Faenza) этим вопросом занимается лично вице-мэр. Я к чему это клоню – необходимо поддержать и туризм, и непосредственно производство, керамистов, художников и место бытования промысла.
В продолжение этой темы надо обязательно коснуться подготовленных изменений Минпромторгом России в основной закон о народных художественных промыслах. Там есть раздел о развитии места бытования народного промысла и придания ему особого статуса.
Так же напоминаю, что 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России!
Давайте всё же коснёмся процесса обсуждения изменений в закон о народных художественных промыслах. Это важно!
Для начала предлагаю познакомится с очень интересным резюме экспертного совета по малым территориям:
О Законе говорят на многих площадках. Общественное обсуждение проходит довольно напряжённо. Так одно из последних обсуждений прошло в Торгово-промышленной палате РФ, где я принимал участие. Как пишут «идёт большая драка за маленькую поддержку народных промыслов».
Лилия Авхатовна Нургатина, заместитель директора Департамента развития промышленности социально значимых товаров, Минпромторг России: «…Наш законопроект уже называют революционным. Он взбудоражил все профессиональное сообщество. У него есть как преданные сторонники, так и ярые противники. Есть те, кто боятся новых механизмов и те, кто очень ждет принятия и вступления нового закона в действие. Конечно, принятие законопроекта нарушит многие «статус-кво». Ведь теперь участниками господдержки смогут стать не только организации федерального перечня, но и все, кто занимается народными художественными промыслами, в том числе и самозанятые. ….». Подробнее читайте в статье Лилия Нургатина: «Мы – за баланс традиций и современности».
Спор в основном проходит вокруг понимания государством и обществом – НХП это творческий промысел или промышленность, это экономика или культура? В мировой практике давно появились такие понятия, как «культурные индустрии», «творческие индустрии», «креативные индустрии», «арт-индустрии». Принципиального различия между ними нет.
Встретил вот такое определение, что творческие индустрии - это вид предпринимательской деятельности, при которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее существованием в качестве элемента культуры.
К креативным индустриям относят промышленный дизайн, моду, ремёсла, музыку, кинематограф, рекламу, IT и разработку программного обеспечения, а также производство музыкальных инструментов, архитектуру и проектирование. Подробнее об этом в статье Минкультуры представило стратегию развития креативных индустрий.
Но необходимо отметить, что более 30 лет мы чётко понимали, кто и что относится к предприятиям НХП. Сейчас говорят о огромном направлении – это креативные индустрии. Понятие народные художественные промыслы стало размываться. Это сильно усложняет понимание задач. Зачастую для людей, пишущих закон это всё одно и тоже, а для специалистов народных промыслов это не так.
При общественном голосовании на интернет площадке regulation.gov я голосовал против этих изменений в закон о НХП, т.к. считаю, что закон не готов, и необходимо продолжить работу над ним.
Мы говорим о народных художественных промыслах, а о Художнике в законе практически ничего не сказано. В качестве примера: Гжель получила своё развитие именно с того момента, когда Виктор Михайлович Логинов, как руководитель, создал на промысле условия для работы профессиональных художников. В законе вводится понятие мастер НХП, творческий работник НХП и т.д. Можно назвать художника мастером? Можно, но в первую очередь он профессиональный художник!
В законе должно быть более детально расписано неограниченное право художника изготавливать свои авторские изделия в любых творческих направлениях и продавать их с соблюдением всех норм налогового законодательства, без обязанности входить в какие-либо СРО или получать какие-либо разрешения. Разработанный Минпромторгом России проект 02/04/07-20/00106369 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах», намного усложняет понимание процесса поддержки НХП. Многое для нас в законе непонятно. А это сразу вызывает отрицательную реакцию. Нет понимания, что такое СРО для творческого процесса. Чем она должна заниматься? Главный вопрос: если СРО (саморегулируемая организация) нам в Гжели необходима? Что вполне возможно. То, как найти ту команду, возглавившую это СРО, которая приведёт нас к успеху?!
Так же профессиональное сообщество понимает, что если государство планирует финансово поддерживать проекты, отражённые в законе, то естественно появляется конкуренция и желание многих быть ближе к источнику финансирования.
Мне иногда кажется, что ноги этого закона растут из Гжели!
Многие ассоциации НХП не были привлечены к разработке этого закона. Они стоят на позициях вплоть до полного отрицания данных изменений в закон о НХП.
Считаю, что необоснованное появление дополнительных регуляторов со стороны государства для творческой среды художественных предприятий, художников, мастеров, ремесленников может создать условия оттока специалистов из этой отрасли. На их место могут прийти люди, не понимающие что такое народный художественный промысел, что такое сохранение культурных традиций.
В то же время новый закон предполагает создание льготных налоговых условий для предприятий всего промысла, художников, мастеров, ремесленников, рабочих, занятых в творческом процессе, в частности Гжели, а не только предприятий, имеющих статус предприятий НХП. Именно в регионе бытования промысла. Об этом я неоднократно ранее писал и предлагал на многих встречах. Выдержка из интервью Акентьева Сергея Александровича., 2017 год: «…. В Федеральном законе "О народных художественных промыслах" представлено описание такого понятия, как место традиционного бытования народного художественного промысла. Считаю, что целесообразно придать этому понятию статус территории опережающего экономического развития со всеми льготными условиями по налогообложению бизнеса и другими возможностями. Часть налогов, поступающих в Федеральный бюджет, необходимо передать в эти регионы для их комплексного развития ….». Читатйте в статье Гжель - прошлое, настоящее и будущее.
Лилия Нургатина: « …. в новый законопроект мы заложили механизм ТЕТРА – территория сохранения и развития традиций федерального проекта. Коротко – территория традиций.
Это механизм поддержки населенных пунктов из числа мест традиционного бытования народных художественных промыслов с численностью не более 100 000 человек с присвоением им статуса «территорий сохранения и развития традиций и укладов бытования» по аналогии с механизмом инициализации и поддержки моногородов. Статус «ТЕТРА» предполагает концентрацию на территории различных инструментов государственной поддержки, что позволит не только сохранить промыслы, но и развить сами территории ….»,
«… Поэтому мы предложили механизм, который позволяет придавать особый статус территориям, которые являются хранителями наших производственных и культурных компетенций. Мы предлагаем создать на этих территориях особый режим ведения предпринимательской деятельности, который будет направлен на то, чтобы формировать комплексную среду, с одной стороны, сохраняющую нашу идентичность, с другой – на основе наших уникальных культурных кодов , дающую жизнь новым видам продукции. Для этого должен быть создан и особый налоговый режим, основанный на принципе резиденства – на базе соглашений между Правительством РФ, местной администрацией и регионом ….».
Принцип-взять у государства денег и разделить между предприятиями в качестве поддержки уже реализован, он работает. Но предприятиям НХП лучше от этого не становится. Просто они закрывают прорехи в своём бюджете. По примеру Гжели, три гжельских предприятия находятся в федеральном статусном списке предприятий народных художественных промыслов и два в региональном. Я не могу сказать, что всё совсем плохо. Но нет единой проработанной концепции развития НХП, в частности Гжели. А что мы хотим построить?! Понимание, что нужны перемены есть у всех сторон. Нужен компромисс.В этой новой редакции закона есть интересные наработки. Их обязательно нужно использовать и вместе со специалистами промыслов, профессиональным сообществом доработать закон, найти баланс интересов. Это однозначно необходимо и нашей Гжели.
Ранее я неоднократно писал и говорил о необходимости объединения усилий во благо Гжели. Некоммерческое Партнёрство «Палата народных промыслов и ремёсел» в 2014 г. было создано именно для этих целей. Многое за эти годы Палатой и её Партнёрами было сделано. Один из последних проектов, поддержанных администрацией г.о. Раменское и Раменским телевидением – это серия фильмов о Художниках Гжели. Реального полного объединения сил не получилось. В Гжели появилось ещё ряд общественных организаций. В 2017 году был образован Союз «Гжель», в 2020 г. Ассоциация «Гжельские народные промыслы и ремёсла», так же недавно была создана новая организация «Союз Гжельских Мастеров». Я понимал, что если не получилось объединиться всем по объективным или субъективным причинам, то пусть будет больше в Гжели общественных организаций. Даже ранее убеждал художника Валентина Розанова инициировать создание Союза Художников Гжели. И это в данный момент правильно. Каждый может задействовать свои внутренние ресурсы и связи, помочь общему делу. Не так давно, по инициативе Палаты, представители общественных организаций и площадок Гжели собирались вместе и договорились развивать наше сотрудничество.
В 2019 году на базе ЗАО «Объединения Гжель» прошло неоднозначное мероприятие «Гжель 2.0. Вчера – сегодня – завтра», организованное в рамках национального проекта «Культура». Мероприятие инициировано Российским Союзом Туриндустрии, Союзом Дизайнеров России и Союзом «Гжель», при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства промышленности и торговли РФ. Организаторы обозначили цель - переосмыслить наследие народно-художественных промыслов в целом и традиции гжельского фарфора в частности. Мероприятие готовилось в сжатые сроки, к процессу подготовки практически не были привлечены наши гжельские художники. А самое главное, что у меня есть чёткое понимание, чтобы достичь результата, нужно реализовывать подобные проекты ежегодно, чтобы была создана рабочая команда и было понятно, что этот проект будет профинансирован и на следующий год и в дальнейшем на перспективу. Тогда это может дать результат. Сейчас получается сделали информационный вброс, отчитались и забыли.Может я не прав, такая задача и стояла перед организаторами?!
Многие жители Гжели спрашивают меня, а что с Объединением Гжель, будет жить завод, промысел на предприятии не умрёт? Отвечаю, однозначно не умрёт!
Реконструкция завода проходит не просто, команды меняются. Последний вариант практического «слияния» с Гжельским фарфоровым заводом для многих стал неожиданностью и хорошего результата от этого люди не ждут. Но я уверен, что пришли серьёзные инвесторы и для них нужен не только экономический результат, но и, так скажем, политический. Однозначно в грязь лицом они не ударят, завод получит своё развитие, может только набьют шишек. Окупить такие значительные финансовые вливания и выйти на прибыль в производстве изделий народных промыслов не просто. Нужна хорошая стратегия развития. Только на увеличении турпотока значительных финансовых результатов, позволяющих закрыть затраты на инвестпроект и выйти на прибыль, не получить. Видимо инвесторы это понимают. Время покажет. Но даже то, что этот процесс идёт, это уже хорошо! И я открыто поблагодарил Александра Кочерова, собственника завода, за привлечение инвесторов в Гжель.
Обращаю Ваше внимание на данный документ: приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 30 ноября 2017 г. N 4189 "О ведомственных наградах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и приложение №17 Положение о почетном звании "Почетный работник народных художественных промыслов". На IV ремесленном конгрессе в Санкт-Петербурге была вручена эта ведомственная награда «Почётный работник народных художественных промыслов» за вклад в развитие народных художественных промыслов и многолетний добросовестный труд. Среди награждённых наш гжельский художник Сергей Симонов, заслуженный художник России, главный художник АО «Гжельский фарфоровый завод». Уверен, что в Гжели немало достойных людей, которые должны быть награждены данным почётным званием и другими наградами. В известные нам времена Гжель светилась от количества заслуженных и награждённых людей, работников предприятий. Руководителям, общественным организациям, администрации необходимо содействовать этому. Предприятиям необходимо продолжить традицию В.М. Логинова представлять художников к заслуженным званиям.
Прошли выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Терюшков Роман Игоревич избран Депутатом Государственной Думы по нашему избирательному округу № 121. Терюшков Р.И. побывал во многих организациях и в гжельских предприятиях, встретился с жителями Гжели. Некоммерческое партнёрство «Палата народных промыслов и ремёсел» выступило инициатором его встречи с гжельскими художниками. «Союз гжельских мастеров» на встрече представлял член художественного экспертного совета по НХП Московской области Валентин Гельевич Розанов. Роман Терюшков и администрация городского округа поддержали инициативу художников о реконструкции улицы Художников села Речицы. На данный момент прошли общественные слушания по проекту реконструкции улицы. Надеюсь, наша совместная работа на благо Гжели с Романом Игоревичем продолжится.
Встреча с художниками прошла в очень интересном для Гжели и гжельцев месте, в «Доме Салтыкова». 24 июня 2018 года в селе Речицы Раменского района появился Музейно-выставочный центр «Дом Салтыкова». Деревянный дом привёз в Гжель после войны Александр Борисович Салтыков для общежития художников возрождаемого гжельского промысла. Сергей Владимирович Исаев и Вера Михайловна Шимбирева выкупили памятное здание бывшего общежития Гжельского экспериментального керамического завода (предприятие на данное время не существует как керамический завод), отремонтировали и создали экспозицию, посвященную искусствоведу А.Б. Салтыкову. Сейчас этот дом стал точкой притяжения для многих гжельцев. В доме проходят интересные выставки и встречи. Надеюсь, что он будет интересен и нашим гостям, туристам.
Так же не могу не представить Вам проект компании ООО "КЕРАМИКА ГЖЕЛИ", воплотившейся в жизнь в эти годы - Образовательный центр "Школа-студия керамики Сергея Акентьева". Это отличная площадка для творчества.
Замечательная студия керамики, где можно позаниматься не только детям, но и взрослым! Получить основы профессии керамиста. Лепка из глины, гончарное мастерство, роспись керамики, академический рисунок - всё это и не только можно попробовать сделать самому, сняв стресс городской суеты и приобщившись к искусству. В 2017 г. школа стала инициатором включения в программу национального чемпионата «Абилимпикс» номинации «гончарное дело». Наш ученик Ищенко Михаил в 2018 г. стал победителем национального чемпионата в этой номинации, и это несмотря на то, что у него отсутствует зрение. Школа постоянно занимается с особенными детьми, детьми с ОВЗ. До масштабного образовательного центра ещё далеко, но мы стараемся. Сильно сбил с ритма 2020-21 год, пандемия коронавируса.
Нельзя не затронуть тему создания гжельского краеведческого музея. Вопрос очень важный. Гжели нужен государственный краеведческий музей. Многие участники дискуссий это понимают, но вопрос пока не решается. Работает только частная инициатива. Многое делает Олег Тюленев. Собирает свою музейную коллекцию, изучает историю Гжели и знакомит с ней своих гостей. В прогимназии №48, директор прогимназии Наталья Степина, расположенной в пос. Гжельского кирпичного завода, открылся Музей детства. Большую роль в этом сыграла воспитатель прогимназии Влада Мартемьянова. В музее собраны экспозиции, посвященные железнодорожной станции Гжель, истории кирпичного завода, прогимназии, гжельскому быту и знаменитому промыслу. НП «Плата народных промыслов и ремёсел» инициировала встречу единомышленников, на которой была принята резолюция по теме «Пути формирования и сохранения краеведческого ресурса Гжели». В резолюции отмечена необходимость обратиться к Главе городского округа Раменское с просьбой поддержать общественную инициативу по созданию краеведческого музея Гжели и проведения ежегодной краеведческой конференции посвящённой истории Гжели. Не так давно, по инициативе Галины Николаевны, Раменскому муниципальному музею было передано небольшое помещение в посёлке РКМ, бывший клуб. Данное помещение требует капитального ремонта, и оно довольно маленькое для музея. При надлежащем финансировании, его можно использовать под интересные музейные проекты. Думаю, что это пока промежуточное решение, и движение к созданию краеведческого музея Гжели будет продолжено.
ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РОССИЙСКОЙ КЕРАМИКИ «СИННИЦА»!
Это проект, инициированный Палатой народных промыслов и ремёсел и поддержанный администрацией Раменского г.о. Особая благодарность Ольге Борисовне Егоровой, заместителю главы Раменского г.о. за доверие и поддержку в начале пути. В 2021 году прошёл уже пятый фестиваль (в 2020 году был отменён). Фестиваль интересный, нужный керамистам, жителям Московской области и гостям. Но, к сожалению, финансирование фестиваля со стороны администрации не увеличивается, а сокращается. Даже несмотря на то, что фестиваль получил статус областного. У самой Палаты нет своих финансов и постоянно работающих людских ресурсов. Опять мы возвращаемся к тому, что для развития любого проекта необходимы и финансирование, и постоянная рабочая команда, которая готовит все мероприятия будущего фестиваля. Гжели нужен собственный событийный календарь с фестивалями, конкурсами, ярмарками. Как раз эта команда и может работать над созданием и реализацией этого календаря. Мне могут сказать, что у нас есть ТИЦ (городской туристско-информационный центр). Но штат его очень мал и им невозможно охватить весь городской округ. В Гжели должен быть свой ТИЦ, или филиал со своим штатом.
Нельзя не сказать про Гжельский Государственный Университет – это наша визитная карточка. В нём собрано огромное количество молодой энергии, творческого начала. Университет пережил сложный период периодической смены управленческого состава. Надеюсь, что сейчас команда сформирована во главе с ректором Сомовым Денисом Сергеевичем. Он всегда открыт к сотрудничеству.
Я сознательно отодвинул разговор о наших предприятиях, производителях керамики на конец своей статьи или, можно сказать монолога, приглашения к разговору, чтобы уделить им больше внимания. Ведь они создают славу Гжели. Рабочие, директора предприятий, мастера, художники, специалисты. Как сейчас ещё принято говорить, самозанятые и индивидуальные предприниматели. Мне импонирует, что сейчас в Гжели всё больше производят не бело-синего фарфора. Мы все знаем, что сегодняшний стиль бело-синей росписи родился в конце 20 века, не так давно. Исторически керамика Гжели была разная. И эта разность так же является народным промыслом. Это важно ещё и для того, чтобы в перспективе исключить, или хотя бы уменьшить, внутреннюю конкуренцию между производителями гжельской керамики в самой Гжели. Это вредит самим предприятиям. Ведь сегодня для покупателя мы все Гжель, независимо от штампа на изделии. Конечно, я исключаю специалистов. Как я уже выше говорил, нужно развивать Гжель как столицу российской керамики, выпускающую различную керамику, и на этом сосредоточить все усилия. Но, к сожалению, в Гжели керамические заводы продолжают закрываться. Напомню: ОАО «Кузяевский фарфоровый завод» – завод художественного фарфора, выпускавший, так называемый восточный ассортимент продукции; ЗАО «Гжельский экспериментальный керамический завод», завод с огромной интересной историей, керамикой которого были облицованы многие исторические здания Москвы, работавший в основном в технологии полуфаянса; майоликовые производства в деревне Фенино, Трошково, ранее входившие в состав Объединения Гжель, закрыты. В Гжели сейчас нет производств, выпускающих традиционную гжельскую майолику. Спасибо художникам, которые сохраняют традицию гжельской майолики в своих авторских работах: Эльвира Зинонова, Валентина Чепрасова, Антонина Нечаева, Сергей Никулин, Олег Тюленев. На базе закрытых заводов всё больше появляются предприятия, не связанные с керамикой. Такими темпами Гжель скоро станет столицей производства пластика и прочего, только не керамики. Хорошо это или плохо?! Думаю, не хорошо. Последняя новость, что закрылся Речицкий фарфоровый завод, завод фарфорово-заводчика Куринова. Завод ранее был единственным в СССР, производившим фарфоровую лабораторную посуду. Собственники не нашли способа сохранить предприятие. Приняли решение продать территорию завода. Хотел бы обратиться к представителям государства, это правильно, что в Гжели один за другим закрываются керамические заводы?! Уверен, что создание новых рабочих мест конечно важно, но Гжель одна на всю Россию и к ней нужно относиться с особой осторожностью.
Пример выпускаемой в гжели продукции: различные виды художественной керамики (гончарные изделия, майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор с надглазурной и подглазурной росписью), технический фарфор, химико-лабораторная посуда из фарфора, фарфоровая трубка, электротехнический фарфор, фарфоровые формы рук для изготовления резиновых перчаток, изоляторы опорные внутренней и внешней установки (0.4-220кв), линейные подвесные фарфоровые стержневые изоляторы для воздушных линий электропередач 35-220кв, изоляторы стержневые фарфоровые для контактных сетей железных дорог постоянного и переменного тока, проходные изоляторы, опорные штыревые изоляторы, покрышки, изоляторы проходные для трансформаторных вводов, низковольтные изоляторы, катализаторы, адсорбенты, носители катализаторов, катализаторы защитного слоя, катализаторы конверсии углеводородов, катализаторы очистки технологических газов, электротехнические изделия, футеровочные материалы, пористая керамика, керамические материалы для галтовки и помола, инертные материалы, керамические трубки и оси, огнеупорная керамическая продукция, огромное количество различных видов спецкерамики, различные марки керамического кирпича и т.д.
– это всё делается в Гжели. По некоторым позициям уже делалось! Гжельцам это всё знакомо.
Гжель не только народный промысел, но и большой керамический центр,готовый производственный керамический кластер. Разве это можно разрушать?! Это создавалось веками, поколениями гжельцев!
Мы всегда говорим о Гжели, как о чём-то едином, целом. Я надеюсь, что наступит время, когда Гжель станет именно такой, с одним муниципалитетом, командой, отвечающей за это единство, за сохранение традиций и за её дальнейшее развитие!
В заключении хочу сказать, что Гжель ждут большие перемены. На сколько они будут эффективными зависит от государства, от бизнеса, от неравнодушных жителей Гжели, от нас с Вами!