Я душою на их голоса отзовусь,
Золотая дорога у песни рассвета,
У немеркнущей песни с названием Русь.
Актуально о Гжели
2 июля 2019 года , более 5 лет назад, написала и разместила в соц сетях публикацию «10 Гжельских ПОЧЕМУ». Спустя время, в начале 2025 года, вновь просмотрела эту публикацию и решила её актуализировать. Что изменилось, что нет с тех пор….
Прошло уже почти 10 лет с момента моего первого знакомства с Гжельской темой. В апреле 2015 года в Раменском историко-художественном музее состоялся Круглый стол , посвященный развитию туризма в Гжели, в Раменском районе Подмосковья. Я впервые увидела людей, встречу с которыми считаю подарком Судьбы. Тогда запомнились и отложились в памяти выступления искусствоведа Ралии Мусиной, историка-краеведа Екатерины Васильевны Никитиной и представителя гостиничного комплекса «Озеро Понти». МНОГО говорили о туризме, о народном художественном промысле, о перспективе и УЧАСТИИ каждой заинтересованной стороны. По прошествии этого события осталось три Гжельских ПОЧЕМУ? Спустя четыре года их уже ДЕСЯТЬ!
10 ГЖЕЛЬ-ских ПОЧЕМУ:
1. Гжель напоминает Бермудский треугольник, куда пропадает СТОЛЬКО уже расписанных, оформленных в виде проектов, идей, связанных с созданием аутентичного облика уникального региона России, в частности, оформление автобусных остановок, АЗС, парковок, мест отдыха и т.д
2. До сих пор широкая общественность, местные жители Гжели, не имеет возможности ознакомиться с концепцией развития туристического кластера Гжели. Хотелось бы увидеть ссылочки на публикации и прочитать разъяснения по возникающим вопросам в печатных и он-лайн СМИ. Без изменений!
В период с 2016 по 2021 годы было предложено лично мной несколько проектов в русле развития Гжели как туркластера, создания туробъектов, маршрутов и т. д. , в частности: Гжели живой лепесток- фестиваль цветов в Гжели, Гжельские горна- создание маршрута по точкам исконного бытования керамического производства, гончарства от примитивного до более технологичного, Гжельский Кот- масштабный фестиваль регионального уровня. Причем все эти проекты не были взяты с потолка или высосаны из пальца. Они были расписаны в Дорожных картах, представлены на рассмотрение в том числе и Вам.
3. На мероприятиях, связанных со значимыми событиями в сельском поселении Гжельское, в частности, открытиях Выставок в Доме Салтыкова, не видно волонтеров молодежной общественной организации Мы – Гжельские, также как не видно их было на фестивале Многоголосье Без изменений!
4. Несмотря на усилия, предпринимаемые Гжельским активом, людьми, неравнодушными к судьбе региона традиционного бытования народного художественного промысла Гжель, какие бы то ни было ВИДИМЫЕ изменения в инфраструктуре в рамках проекта туркластера происходят настолько медленно, что их практически не видно. Уже на протяжении стольких лет!
Инфраструктура, которую обещали создать инвесторы ООО Художественные мастерские, создана лишь в миниатюре. Ландшафтный парк ГЖЕЛЬ — не более, чем красивая, но довольно шаблонная картинка под ограниченный поток туристов.
Неконтролируемая тотальная продажа земли в Гжели под ИЖС поставила крест на возможностях развития инфраструктуры туризма. Парковки, отели, рестораны, выставочные залы??? Парки, аттракционы, бассейны, музей промысла, стеллы на въезде и выезде из Гжели???
5. На фоне многочисленных разговоров, общественных слушаний, пафосных выступлений, круглых столов, посвященных сохранению культурно-исторического наследия Гжели, продолжают разрушаться и уничтожаться памятники истории, дома, мастерские ремесленников, имеющие колоссальное значение для развития туризма. Гостиницы и парковки, кафе и рестораны есть везде, а туристу ИНТЕРЕСНА аутентичность, то, что есть ТОЛЬКО в Гжели и нигде больше. Без изменений!!!
6. До сих пор, очевидно, отсутствует программа планомерной и многосторонней государственной поддержки, в том числе, со стороны муниципалитетов, сохранению памятников истории и культуры, реальной помощи жителям, живущим в домах, ровесниках века! Речь идет о системной программе поддержки, а не точечных мерах в виде конкурсов на самый красивый дом. Такие Конкурсы тоже очень важны, но этого недостаточно! Без изменений!!!
7. Существует и продолжается стагнация промысла. Причины не только экономические, но и внутренние. У художников должна быть возможность творческого развития, организации выставочных проектов, стажировок за границей, постоянного совершенствования мастерства. Иллюзия самодостаточности убивает Талант! Кто поможет Художникам? Только эти люди способны Развивать внутреннюю и внешнюю эстетику искусства, его глубину и жизнестойкость саморазвивающейся Традиции. Почему так мало выставочных проектов, посвященных майолике, истокам Гжельского искусства, Гжельским наличникам, Гжельской глиняной игрушке, традициям исконного гончарства Гжели, старинным секретам лощеной керамики.
Грядет 700-Летие НХП Гжели, а на сегодняшний день , похоже, уже ставится под сомнение само понятие этого промысла. Что он вообще из себя представляет? Что является эталоном, критерием соотнесения, принадлежности, оценки? Есть кланы производственников, самозанятых художников, кустарей, каждый из которых производит и торгует своей Гжелью, со своими товарными знаками. До революции, в принципе, было тоже самое, но что тогда понимать плд НХП Гжели???
8. Молодежь неохотно идет в ремесленники. Существует ли СИСТЕМА государственной поддержки молодых художников, семей художников, не только точечные меры, а СИСТЕМА поддержки, мотивирующей и стимулирующей оставаться в промысле, ремесле. Что изменилось???
9. Отсутствует СИСТЕМА госзаказа на изделия народного художественного промысла. Каждое предприятие вынуждено искать собственные пути выживания. Чтобы получать существенный доход от продаж туристу, необходим МАССОВЫЙ туристический поток на регулярной основе. А также эффективная интеграционная модель взаимодействия каждого объекта туркластера, где каждый не только сам зарабатывает, но и помогает заработать другому. Такая модель уже работает в Гжели. Есть конкретные примеры такого партнерства! Почему бы не рассказать о таком позитивном опыте? Частично меняется к лучшему, но в целом, не те масштабы!
10. В городе Раменское, столице Раменья, в облике улиц, зданий, остановок автобусов, общественных мест, не наблюдается элементов Гжельского искусства. А, ведь именно Гжель, Российский керамический кластер, - настоящая Жемчужина Раменья, потенциально привлекательный для туризма регион Подмосковья! Почему такие мероприятия как СИННИЦА, Чемпионат гончаров, Многоголосье, не особо посещаемы и освещаемы Раменскими СМИ? Ведь , это же тоже витрина туризма! БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!!! Вниманием муниципалитета и СМИ Гжельская тема по прежнему не избалована!!!
У ВАС, Друзья, наверняка, есть и свои ГЖЕЛЬ-ские почему! Я поделилась своими. Да и те, еле в десять уложились))